Во всем мире, за исключением Африки и некоторых стран Азии, периодическая печать находится в состоянии кризиса. Главным катализатором падения тиражей по-прежнему выступают электронные СМИ, конкурировать с которыми бумажным версиям очень сложно.
Та же ситуация в России. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), розничные продажи прессы падают в среднем на 10-15% в год.
Правда, в подписном секторе ситуация другая. Почти по всей стране растет подписка на издания, обращенные к поклонникам кулинарии, к садоводам и огородникам, а также к некоторым другим категориям населения. Так, газета «Готовим дома» по каталогу «Почта России» увеличила свой тираж по сравнению с 2011 годом в 386 раз.
Однако вряд ли кто-то обольщается этими цифрами. Не везде и не всем пока в полной мере доступен Интернет. Особенно это касается старшего поколения. Ситуация при этом меняется не в пользу печатных изданий.
В этих условиях требуются новые подходы и в производстве печатной продукции, и в ее распространении. И здесь большую роль должна сыграть Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) как объединение ведущих российских компаний, занятых в производстве бумажных изданий.
В июне текущего года в ГИПП появился новый президент – Сергей Моисеев.
Сергей Николаевич Моисеев родился в 1957 году. Окончил Харьковский политехнический институт, затем Свердловское высшее военно-политическое училище. Долгое время был на разных командно-политических должностях. В 2003 году он уволился из вооруженных сил, и вскоре его назначили первым заместителем министра по делам печати и информации Правительства Московской области. С конца 2003 года по май 2012 года работал в качестве министра по делам печати и информации Правительства Московской области.
Новый президент ГИПП пришел в это объединение со своими идеями и своим видением ситуации. О перспективах отрасли, о главных ее проблемах и возможных путях их решения Сергей Моисеев рассказал главному редактору журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Алексею Панкину.
МОИСЕЕВ: Минпечати Подмосковья – одно из крупнейших региональных информационных объединений России. Туда входило и телевидение и радио, но прежде всего – это крупный издательский и полиграфический конгломерат. Минпечати стало учредителем почти 70 редакций газет и журналов, которые выпускают более 100 печатных изданий с разовым тиражом более полумиллиона экземпляров. Речь идет о районных и городских СМИ, областных средствах массовой информации. В наше ведение входили и издательско-полиграфические комплексы. В целом в системе министерства занято более 10 тыс. человек. Конечно, мы очень тесно сотрудничали и со СМИ иных правовых форм: муниципальными, частными.
Главное, что я считаю своим достижением – это то, что районные и городские газеты получили хороший импульс для развития. Они по-настоящему популярны, их тиражи растут, стал более современным внешний вид.
WAN-IFRA-GIPP: Сейчас издатели активно развивают цифровые версии, которые, как считается, уже в ближайшем будущем станут для газет и журналов не менее важными платформами, чем традиционная бумага. А как все это смотрится из регионов?
МОИСЕЕВ: Из регионов это смотрится так, что им нужно быть мобильными, активно осваивать те возможности, которые дают новые технологии. Тем не менее, я уверен, что в обозримом будущем главным носителем здесь останется печатный. Это связано со многими причинами, в том числе и с недостаточно высоким до сих пор уровнем проникновения Интернета в небольшие города и сельскую местность. Тиражи районных и городских газет не падают, а растут, что, в общем-то, совпадает и с мировой тенденцией локализации СМИ.
Так что вывод мой таков, что мы, конечно, должны идти в ногу со временем, но не стремиться слишком уж опережать прогресс, не забывать, что и издательское и полиграфическое дело по-прежнему остаются и хорошим бизнесом, и играют важную социальную роль.
WAN-IFRA-GIPP: Ваши главные приоритеты на посту президента ГИП?
МОИСЕЕВ: Они традиционны. Конечно же, это создание комфортных условий для развития издательского бизнеса во всех его ипостасях. Нам предстоит усилить лоббистскую деятельность в пользу того, чтобы пресса существовала в цивилизованном рынке, в том числе и с точки зрения экономических льгот.
По понятным причинам я поддерживаю и развитие регионального направления в работе ГИПП, которым она занималась в последнее время. Здесь, мне кажется, большие резервы и для расширения состава Гильдии, и для востребованности ее услуг. Так что продолжим экспансию в регионы.
WAN-IFRA-GIPP: А какие, на ваш взгляд, проблемы отрасли требуют первоочередного решения?
МОИСЕЕВ: Не скажу тут ничего нового. Это доведение до конца решения вопросов о списании тиражей и о снижении пошлин на импорт мелованных бумаг. Эти вопросы иногда называют вечными, но думаю, что с высокой степенью уверенности можно сказать, что они будут решены.
WAN-IFRA-GIPP: На отчетном собрании ГИПП шла речь о том, что она должна активнее участвовать в разработке программы разгосударствления СМИ…
МОИСЕЕВ: Это слишком сложный процесс, чтобы к нему подходить с какой-то одной меркой. Главная переменная здесь – экономическое положение региона, платежеспособность населения. У нас есть территории, где пресса либо останется государственной, либо ее не останется вообще.
В любом случае, ГИПП не должна оставаться в стороне от процесса хотя бы потому, что здесь собраны крупнейшие игроки с колоссальным опытом работы в рыночных условиях, выстоявшие в самых разных кризисах. Их опыт – неоценим для всей отрасли в бурные времена перемен.
Внедрение современных полиграфических технологий, обращение к локальным группам населения, внимание к социальным проблемам того или иного уголка страны – это лишь часть конкурентных возможностей печатных СМИ. В поисках таких возможностей ГИПП, представляющая интересы печатных изданий в их взаимодействии с государственными институтами, наверняка обратится к опыту и российских регионов, и зарубежных стран. Так, во Франции уже давно сформировалась традиция поддержки печатных изданий. В США, где цифровые технологии развиваются особенно быстро, существуют зоны мощного влияния бумажных газет и журналов.
Печатное издание – это не просто носитель информации. Это часть культурного наследия страны, особый формат общения разных групп населения, заменить который не в состоянии ни одна технологическая новинка. Поэтому такие издания при любых обстоятельствах будут жить.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
19.03.2012 Будущее у новостей в СМИ имеется только в сетевом пространстве
Известный американский медиа-аналитик Кен Доктор, выступая на Minds International - конференции, прошедшей на минувшей неделе в РИА Новости, заявил, что время печатных новостей прошло.
04.10.2011 Неминуемая замена бумажных средств массовой информации
Тенденция вытеснения «оперативных» традиционных СМИ и замена их интернет-изданиями подтверждается Всемирной организации интеллектуальной собственности.
16.03.2011 СМИ меняют облик в Интернет
26.01.2011 Перспектива СМИ в мультимедийности
О печатных СМИ и развитии информационного общества интервью с Исполнительным директором Гильдии издателей периодической печати Юлией Георгиевной Казаковой.