В последнее время обвинение в плагиате стало постоянным явлением в связи с побочным эффектом огромных тиражей. Основные формы литературных взаимоотношений могут быть пересмотрены в связи с формированием судебной практики в этой области.
Плагиатом называют несанкционированное использование под своим именем стороннего произведения, частично или полностью, без указания источника.
Проблема плагиата превратилась из литературоведческой в коммерческую или юридическую. Ситуацию обострило принятие ряда законов об охране авторского права. Сегодня законодательные базы практически всех страны имеют статьи, в которых запрещается присвоение авторских и смежных прав. В Российской Федерации ответственность за эти незаконные действия зафиксирована в статье 146 УК РФ.
В реальности, в большинстве случаев, разбирательства, связанные с обвинениями в плагиате являются способом рекламы собственных произведений и пиаром. Многие авторы рассматривают некоторое сходство произведений с известными брендами как способ дополнительного заработка.
Многочисленные судебные дела, посвященные плагиату, приводят к возникновению вопроса о соответствии юридических формулировок данному литературному феномену. Может быть, юриспруденция в литературе не помогает защищать права писателей, а способствует разрушению основных принципов ее развития и существования, ограничивает возможности?
И следует помнить, что законодательство об охране авторских и смежных прав может быть использовано в качестве средства недобросовестной конкуренции.