- АВТОРСКОЕ ПРАВО
- ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
- РЕГИСТРАЦИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ
- ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
- ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ
- ЗАКОНЫ РФ
- ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
- РЫНОК
- СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
- ЗАЩИТА ПРАВ В ИНТЕРНЕТЕ
- Агентство КОПИРАЙТ
70 Авторское право ст 1255-1302
72 Патентное право ст 1345-1407
75 Секрет производства ноу-хау
76 Товарные знаки ст 1473-1541
77 Единая технология 1542-1551
Извлечение: статьи 146, 147, 180
Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)
Закон Об авторском праве и смежных правах от 09.07.93г. № 5351-1(отменен с 01.01.2008)
Патентный закон РФ от 23.09.92 г. № 3517-1(отменен с 01.01.2008)
Авторское право зарубежных стран
Авторское право зародилась в западноевропейских государствах и прошло там длинный и сложный путь развития.
Первоначально, авторские права возникали в виде королевских привилегий отдельным лицам. Со временем такие права стали оформляться законодательными актами.
Одним из первых таких законов – Статут королевы Анны 1710 г. Он предусматривал поощрение образования через наделение правами на печатные книги их авторов.
Французская буржуазная революция значительно реформировала право этой страны в области защиты авторских прав.
Поистине велико значение Бернской конвенции 1886 г. Удивительно, но это соглашение, подписанное более ста лет назад, продолжает действовать до сих пор.
В настоящее время авторское право по-разному регулируется за рубежом. Это выражается как в различном отношении законодателей к определённым институтам данной подотрасли права, так и в многообразии источников, закрепляющих правовые нормы в сфере интеллектуальной собственности.
Авторское право США
Впервые закреплённое в Законе 1790 г, авторское право относится к исключительной компетенции федеральных властей. На данный момент в США действуют несколько законов в области интеллектуальной собственности:
- Закон об авторском праве 1976 г. является основным источником в регулировании данной подотрасли права в США. В этот документ несколько раз вносились серьёзные поправки.
- Закон о правах авторов произведений изобразительного искусства 1990 г. был принят Конгрессом после присоединения США к Бернской конвенции 1866 г. Данный акт впервые в истории американского права ввёл понятие личных неимущественных прав автора.
- Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии 1998 г. ознаменовал новый этап развития права США в области интеллектуальных прав. В нём предпринята попытка создать более совершенный режим правового регулирования в отношении новых объектов интеллектуальной деятельности, появившихся с началом цифровой эпохи.
Авторское право США имеет ряд особенностей. В частности, оно отходит от обязательной осязаемой форме закрепления результата интеллектуальной собственности. Параграф 102 Закона об авторских прав позволяет закрепление авторского произведения в любой форме, которая известна, а также будет открыта в будущем. Такой современный подход выгодно выделяет американское законодательство.
Также авторское право США изначально характеризовалось особенным подходом к теории авторских прав. Так, до присоединения к Бернской конвенции существовал подход, по которому авторское право появляется именно с момента официальной регистрации.
После присоединения к конвенции США были вынуждены продекларировать отход от этого принципа. Однако защита незарегистрированных прав до сих пор сильно ограничена.
Также в США долгое время не существовало механизма признания за автором его личных неимущественных прав. Лишь после присоединения к Бернской конвенции США внесли в свое законодательство усеченный набор этих прав. Тем не менее имущественные права считаются преобладающими в этой стране.
Например, вовсе не признаются личные неимущественные права на так называемые «служебные произведения». Также сильно сужается право автора на неприкосновенность произведений.
В США не признается за автором право следования. Вместо этого там существует «доктрина первой продажи», подразумевающая полное лишение автора материальных прав на произведения после первой продажи.
Авторское право Великобритании
Как уже упоминалось выше, авторское право стало признаваться за создателями произведений в Соединённом Королевстве достаточно рано. В настоящее время главным источником права в сфере интеллектуальной собственности является Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г.
Закон отличается своей классификацией произведений. Каждый класс обладает своим уровнем правовой защиты. Наивысший имеют литературные, музыкальные и драматические произведения, фотографии и произведения изобразительного искусства. Далее выделяются фильмы, теле- и радиопередачи и фонограммы. Последним объектом авторского права в этой иерархии находится типографское оформление изданий.
В зависимости от уровня охраны произведения находится также широта правомочий автора.
За последнее несколько десятилетий в английском праве произошёл ряд изменений, позволивший дать правовую защиту произведениям, не имеющем материальных носителей.
Великобритания была одной из стран-учредителей Бернской конвенции 1886 г. Однако, как и в США, в Соединённом Королевстве долгое время за автором не признавались личные неимущественные права.
На данный момент Закон 1988 г. предусматривает следующие “моральные” права автора:
- Право авторства
- Право на запрет действий, которые повлекут повреждение произведения или нанесут удар по репутации его создателя
- Право опубликования
- Право препятствовать ложной атрибуции
- Право лица запретить публичное распространение личных фото
Этот набор личных прав установлен только в отношении произведений с первым уровнем охраны и кинофильмов. Аналогично, полный набор имущественных прав принадлежит лишь авторам в отношении литературных, художественных, драматических, музыкальных произведений и фильмов. Срок охраны этих произведений – 70 лет после жизни автора, остальных – 50.
Авторское право Франции
Данная подотрасль права достаточно рано зародилась во Франции с принятием ряда специальных законов в области интеллектуальной собственности на волне Великой революции.
Основным правовым актом, регулирующим авторские права в этой стране, является Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г.
Несмотря на свое название, кодекс представляет собой скорее компиляцию различных нормативных правовых актов, собранных под одной обложкой.
Французский кодекс содержит классификацию произведений. Так, выделяются «первоначальные произведения». Так называются те произведения, которые полностью оригинальны. К ним во Франции относят книги, брошюры, картины, рисунки, драматические и хореографические произведения и даже публично прочитанные лекции, выступления и проповеди.
К производным произведениям относятся переводы, адаптации, аранжировки и т.д.
Также Кодекс выделяет составные (различные сборники) и коллективные (энциклопедии, словари) произведения. Отдельным видом являются совместные произведения – те, что созданы в соавторстве.
Произведения мультимедиа при этом Кодекс не выделяет.
Для французского права свойственна подмена создателя произведения нетворческим субъектом, когда речь идёт о творческих произведениях. Например, автором словаря или энциклопедии становится то юридическое лицо, которое впервые выпустило такие объекты в публичный доступ. А автором компьютерных программ признаётся их заказчик. Право опубликования в таком случае принадлежит именно лицу, признаваемом автором по закону, а не непосредственному создателю.
Существует особая презумпция во Французском праве – автором произведения считается то лицо, под чьим именем оно опубликовано.
Французское право с особым пиететом относится к праву на неприкосновенность произведения. Так, это право трактуется как право автора защищать своё произведение от всякого изменения, дополнения, комментария и даже предисловия. Запрещается даже использование произведения в отрыве от контекста, в который он было изначально помещено.
Французская доктрина разработала и право следования, нашедшее закрепление во законах многих стран континентальной правовой семьи. Во Франции автор наделяется правом получать 3% с каждой последующей продажи своего произведения.
Авторское право Германии
Основными законами, регулирующими авторское право в Германии, являются:
- закон об авторских и смежных правах 1965 г.
- закон об охране художественных произведений и фотографий 1907 г.
- закон об авторских обществах 2016 г.
- законы об авторском праве информационном обществе 2003 и 2007 г.
Германия являлась одной из стран-инициаторов создания Бернской конвенции 1886 г.
Германское право также знает замену истинного автора произведения на заказчика, как во французском законодательстве. Так, автором изобразительных произведений и фотографий считается заказчик. Авторами кинофильмов являются режиссёры-постановщики. Тем не менее исключительные права переходят к продюсеру, если договором не установлено иное.
Право опубликования в ФРГ принадлежит автору. Однако он может уступить его через уступку какого-либо имущественного права.
Германское право характеризуется особым подходом к праву на неприкосновенность произведения. Так, автор лишается этого права при передаче своего произведения другим лицам.
Однако очень прибыльным для немецких авторов является право следования. В отличие от Франции здесь процент, получаемый создателем после перепродажи его произведения составляет 5%.
Германия, подобно США и Великобритании, признаёт доктрину исчерпания прав автора. Суть её заключается в том, что автор не может препятствовать распространению копий своего произведения после первой продажи.
Некоторую специфику в практику ограничения авторских прав в ФРГ внесли экономические условия этой страны. Учитывая то, что оказание образовательных услуг является средством дохода для многих предпринимателей, использование произведений в образовательных целях не освобождает от уплаты вознаграждения правообладателю.
Статьи и новости по теме:
25.07.2022 Два эпохальных соглашения в сфере интеллектуальной собственности будут подписаны членами ВОИС